Заметки о заслугах харьковской журналистики.

Да, в ней было много замечательного, знакового, непревзойдённого. Об этом расскажу как-нибудь потом. А сегодня — о наградах. О тех, кто удостоен звания «Заслуженный журналист Украины».

Для начала скажу, что здесь были два источника: Московский и Киевский. Сравнивать их в пору СССР — всё равно что в одну телегу впрячь коня и слона. Вот, к примеру, что круче: медаль ВДНХ СССР, или звание «Заслуженного» Украины?   «Золотое Перо» с дипломом   СЖ СССР, или грамота Совмина УССР?   Конечно, круто и то, и другое.   Сейчас у меня нет ответа на эти вопросы. Есть только то, во что это дело превратилось с 1991 года. В Харькове.

К 50-летию газета «Красное знамя» награждена Орденом Трудового Красного Знамени. А самая влиятельная журналистка Наталия Ивановна Шеховцова, помимо союзного «Золотого Пера», получила звание Заслуженного журналиста Украины. Это бы большой для нас праздник. Мог бы стать Засл. журн. Украины наш редактор Диомид Илларионович Сердитов, но его, как бывшего функционера, лишь накануне юбилея приняли в СЖ. Тогда   считали: если ты новичок, то послужи профессии ещё лет десять. И неважно — на посту главреда или рядового корра…

Ранее этой награды была удостоена легендарная Александра Матвеевна Сытник, редактор «Социалистической Харьковщины». Других не вспомню. Википедия и архивы не помогли разобраться. Знаю одно: чтобы стать заслуженным, надо быть не просто журналистом. Даже в рамках одной республики СССР. Всё изменилось с 1991 года. Здесь я просто приведу некоторые фамилии из Википедии памяти, а вы думайте.

Анатолий Григорьевич Емец. Бывший завотделом сектора печати обкома партии. Нормальный, чёткий, грамотный мужик. Возглавил областную телерадиокомпанию в годы перестройки. К какой-то дате его подали в Киев на заслуженного. И присвоили. Но в тот же момент узнали, что до этого. А.Г. ни одного дня не был обыкновенным членом Союза журналистов..! Конфуз замяли тем, что срочно приняли — даже без положенного года испытательного срока.

Зураб Григорьевич Аласания.   Хорошо повёл себя в момент   «Помаранчевой революции» 2004 года. И сразу же получил «заслуженного». Хотя, как   сам гордо признавался на своём форуме, что и он до этого ни дня не состоял и не собирался состоять в «спилке», а значит не имел билет рядового журналиста, не платил взносы, не участвовал в сборах. Сейчас — не знаю как.

Леонид Логвиненко. Начинал в «Вечёрке». Может как поэт и прозаик он неплох, ту я не в теме, ибо не понимаю что такое «Мисячна соната вийны», но знаю точно: во времена «Вечёрки» Лёня писать совершенно не умел. Зато остро чуял дух перестройки, считая себя патриотом Украины и казаком-наследником. Первый майдан поднял Лёню на высоту в областной прессе, сделал победителем многих конкурсов, а в 2007-м Ющенко присвоил Леониду Логвиненко   «заслуженного».

Борис Евгеньевич Ложкин. Тоже в этой масти. Хотя, мог стать реально хорошим журналистом. Но Боря выбрал бизнес. И даже создал из него империю. И даже удачно завалил этот проект донецким… Но где здесь журналистика, спросите вы? Вот и я о том же.

Николай Николаевич   Соловьёв. Редактор харьковской «Вечёрки». Из партноменклатуры, но с приходом в газету мог дать фору многим не только на 12 этаже Дома Печати. Он реально вывел газету в тираж, он провёл немыслимый по тем временам эксперимент с двуязычием «Вечёрки». Но..!   «Соловей» был крепким мужиком, не скакал на майданах и не бегал за флагами. А потому только при Порошенко, при содействии Ложкина, получил звание Заслуженного журналиста Украины. Буквально за несколько лет до смерти, всеми забытый и отошедший от дел.

Не стал в своё время «заслуженным» Евгений Кушнарёв, публицистическими стараниями которого в Харькове был ментально обеспечен переход под жовно-блакытное знамя. Не получил это звание реальный профессионал Константин Кеворкян. Как не стали в своё время неугодные властям крепкие журналисты Анатолий Тесла  (воссоздавший дореволюционную газету «Южный Край»), Анатолий Мудраков и Мария Санько (Красное знамя), Тамара Логачёва (публицист Лензмины), и многие другие реально крепкие, незаангажированные журналисты Харькова и области. Интересная деталь с Александром Марковичем Бандуркой, который   помимо десятков знаков и ксив   является членом Союза журналистов Украины. Заметьте: простым, рядовым членом союза. Регулярно платит взносы, пишет книги. Но..! Почему-то не стремится получить ещё одно звание «заслуженного» от профессии, в которой реально ни дня не работал. Вот и думайте, кому респект и уважуха, а кому — позор и презрение.

Фамилии привёл навскидку. Понимая и зная, что есть и были в Харькове журналисты, достойные этого звания. Тот же Андрей Цаплиенко, который после «Бури в стакане» ни разу не изменил ни стране, ни профессии. Но таких мало.

Относительно себя добавлю: написано в адрес коллег без зависти и злобы. Ибо давно решил для себя, что медаль ВДНХ и высшие дипломы СЖ СССР, тогда и сейчас намного престижнее дисредитировавших и утративших всякий смысл украинских наград и званий второй древнейшей.

Комментарии закрыты.